Понедельник, 21.08.2017, 15:58
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Последние статьи

Главная » Статьи » Дети 0-3 » Развитие

Воспитание ребёнка второго года жизни
Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, воспитатель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность. 

На втором году жизни ребенок еще не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усвоив под руководством воспитателя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.

Обучение навыкам

Обучая детей тому или иному навыку, воспитатель должен показать, как выполнить действие. При этом он учит воспроизводить сначала каждый элемент действия в отдельности. 

Дети второго года жизни еще недостаточно владеют речью, поэтому показ имеет особо важное значение. В первое время надо следить, чтобы ребенок все делал правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык. 

Важно позаботиться о том, чтобы предлагаемое ребенку задание было посильным, соответствовало возрастным возможностям и достигнутому уровню развития. Вместе с тем существует опасность опоздания в формировании навыка. 

Успех в обучении маленького ребенка во многом зависит от его заинтересованности, так как все его поведение носит преимущественно непроизвольный характер, строится на интересе к выполняемому заданию. То, что привлекает ребенка, что радует его, ново, выполняется охотно и поэтому успешнее.

Закрепление освоенного навыка

Для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать одну и ту же последовательность выполнения операций, входящих в его состав. Например, для того чтобы научить ребенка одеваться, надо сказать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы, а потом платье и обувь. Соблюдение этой последовательности при одевании имеет и гигиеническое значение: садиться на стул ребенок должен после того, как наденет трусы, и только после этого обуваться. 

Чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. С овладением навыками возрастает общая умелость и сама способность к обучению, поэтому необоснованное ограничение ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживает его развитие.

Процесс перехода навыка в привычку

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его в определенных, одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку и требуют от него, чтобы он делал это всякий раз после игры с ними, то постепенно у него закрепится привычка и он не оставит кубики разбросанными, а, поиграв, сложит их без напоминания взрослых. 

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение, похвала, одобрение. В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Для закрепления многих из них целесообразно использовать игру. Например, предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, тем самым закрепляют у него навык одевания. Или, предлагая малышу помыть кукле руки перед ее кормлением, закрепляют у него самого эту важную привычку. 

Не следует забывать и о роли примера взрослых в воспитании привычек. Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, аккуратный внешний вид, порядок в группе - все это имеет важное значение. 

Привычки отличаются большой устойчивостью, в этом их ценность, если речь идет о полезных. В то же время именно этим свойством определяются трудности, когда надо избавить ребенка от нежелательной привычки. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Но в том-то и беда, что привычка, устанавливаясь понемногу и в течение времени, искореняется также понемногу и после продолжительной борьбы с нею. Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».

Искоренение нежелательных привычек

Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то надо, прежде всего, найти ту причину, которая ее обусловила, и постараться устранить ее. 

Одно из средств искоренения вредной привычки - замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучить его находить себе дело, развивать его интересы, умения. Искоренение нежелательного, как отмечалось,- процесс постепенный, нередко более продолжительный и трудный, чем образование новой положительной привычки. На первых порах надо помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: отвлекать, переключать внимание. 

В детский сад могут поступить дети, у которых укоренились привычки засыпать при укачивании, сосать палец, пустышку. Воспитатель должен иметь в виду, что отучать ребенка от них надо постепенно, не сразу от всех (если их несколько), не менять резко привычный уклад жизни. Не следует при этом прибегать к наказаниям: непослушание ребенка вызывается не столько нежеланием, сколько незнанием того, как надо поступить в том или ином случае, слабым развитием произвольного поведения, импульсивностью, непосредственностью. 

Воспитатель формирует у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, подарок, входя в группу, здороваться, прощаться, уходя. Уже в этом возрасте ребенка учат уважать труд взрослых: не сорить, вытирать ноги, переобуваться, входя в помещение, беречь одежду и другие предметы обихода, не бросать их, не ломать. 

При воспитании навыков и привычек культурного поведения с успехом может быть использована игра, в которой ребенок отображает действия, виденные в реальной действительности, подражает взрослому.

Категория: Развитие | Добавил: KatuxaV (08.12.2009)
Просмотров: 1627 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




Форма входа
Логин:
Пароль:
Разделы статей
Здоровье [14]
Питание [8]
Развитие [20]
Покупки [2]
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
[10.10.2009][Роды]
Первый период родов, первая фаза (схватки)
[04.03.2010][Интересно и полезно]
Поделка из гофрированной бумаги "Цветы"
[19.12.2009][Развитие]
Сценарии на новый год для малышей 3-4 года!
[10.09.2009][Беременность]
Полезные советы для будущих мам
[09.01.2010][Беременность]
Календарь беременности
[17.10.2009][Здоровье]
Ветрянка
[15.01.2010][Здоровье]
ДЦП (детский церебральный паралич)
[25.09.2009][Планирование]
Когда лучше забеременеть?
[22.09.2009][Беременность]
Первый триместр беременности
[17.12.2009][Праздники]
С Новым Годом! Стихи и песни. Часть 2
Поиск
РЕКЛАМА

Наш опрос
Во сколько лет Ваш малыш начал связно говорить?
Всего ответов: 286
Мы в социальных сетях

Друзья сайта
  • Новости Житомира
  • Вело клуб Житомира
  • Лыжники и сноубордисты
  • Флешмоб-Житомир
  • Дизайн-бюро "СВіТ"
  • Клуб для родителей Киев
  • Английский для детей,
    плавание для детей. Житомир

  •  Ути-пути! Киевский семейный портал: все для детей и родителей!
    Магазин детской одежды
     ПапаМама - форум Мариупольских родителей
    Карапузик! Сайт для родителей. Все о детях до года.
    Житомирський інтернет-магазин для малюків
    Сервант - интернет магазин мебели
    Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 4
    Пользователей: 1
    JRRaymond
    Наши гости
    Copyright maybebaby© 2017